Авиаработы Публикации Оставить заявку Фото и видео Цены Контакты

авиахимработы | аэросев | мониторинг | технические средства | парк авиатехники | технологии | поставка химпрепаратов


Авиационный способ применения пестицидов

в современных условиях.

 

В ХХ  веке необходимость увеличения производства сельскохозяйственной продукции и развитие науки, привели к значительному увеличению масштабов применения пестицидов. Для активного подавления вредных организмов и растений химическим методом, стали разрабатываться способы, позволяющие оперативно проводить обработки в ограниченный по срокам период на любой местности.

Так уже в 1922 году в СССР было положено начало применению авиации для химической борьбы с вредителями. С 1926 года на поле вблизи ж.д.ст. Воропоново Царицинского уезда базировались самолёты авиа-химических экспедиций, затем Сталинградской авиагруппы треста «Сельхозавиация» (Нестеров М.И., Самара, 2005). И в наши дни, с этой же лётной площадки «Воропоново» в Волгограде, взлетает авиатехника выполняющая авиаработы в интересах ООО «Спектр».

В начале 50-х годов в США, самолетами специальных авиакомпаний обрабатывалось более 12 миллионов гектар в год (9% посевных площадей - половина всей площади, обрабатываемой пестицидами). В сельском хозяйстве СССР к концу 50-х годов, объемы авиационно-химических работ находились примерно на уровне США и составляли почти 20 млн. гектар в год (Дибир А.Г. и др, Харьков, 1999).

Применение авиации в значительной степени становилось частью технологического процесса производства сельскохозяйственной продукции, а не «скорой помощью» в борьбе с массовыми вредителями. Авиационный способ стал применяться во всех основных видах обработок: защите от вредителей, болезней, сорняков, дефолиации, десикации, внесении удобрений, а также борьбе с малярийными комарами и другими переносчиками опасных заболеваний.

В середине 80-х годов ежегодно в России с воздуха обрабатывалось более 80 млн. га сельхозугодий. В 90-е годы, в силу общих экономических причин в стране работа сельхозавиации фактически прекратилась. Так в 1992 году  было обработано 13 млн. га, в 1996 году – 4 млн. га, а в 1998 – всего 1,8 млн. га. С начала 2000-х годов наметилась положительная тенденция роста объемов авиационно-химических работ (АХР), что связано с общим оздоровлением экономики России. В 2000 году было обработано 3 млн. га, в 2002 году - 5,6 млн. га, в 2005 году – 7,1 млн. га. (Худоленко О.В., НПК ПАНХ, 2006). Планируемая потребность России в АХР составляет более 10 млн. га в год.  

Авиационный способ применения пестицидов обеспечивает в первую очередь оперативность обработок на обширных площадях, а также обработку высокостебельных культур и культур сплошного посева без технологической колеи. Дает возможность обрабатывать поля при любом состоянии почвы и рельефа. Что позволит за короткий период времени обработать большую площадь сельхозугодий  и не дать возможность вредителям и болезням нанести ущерб, а при использовании гербицидов успеть провести обработку в определенную фазу развития культуры и сорняков. Так, обработки зерновых культур в фазу молочной, молочно-восковой спелости против клопа-черепашки, хлебных жуков, тлей, трипсов возможны только авиационным способом, не говоря уже о десикации подсолнечника. Оперативная обработка наземной техникой обширных площадей подсолнечника от такого опасного вредителя как луговой мотылек, гороха от гороховой зерновки затруднена, так как растения в этот период уже имеют большую высоту.

Перед наземным способом химических обработок применение авиации имеет целый ряд преимуществ: высокая производительность (в 6-15 раз выше наземных машин), что позволяет выполнять работу в сжатые сроки; экономия трудовых и материальных ресурсов (за сезон один самолет высвобождает труд 14-20 рабочих и 7-10 тракторных агрегатов), отсутствие неблагоприятного воздействия на почву и механических повреждений растений (при обработке наземными машинами 6-8% посевной площади выводится из оборота за счет технологической колеи); возможность выполнения работ при любом состоянии почвы; экономия энергоносителей (на 18-20% меньше на единицу площади, в сравнении с наземной техникой); высокая маневренность и мобильность (Худоленко О.В., НПК ПАНХ, 2004).

В целях повышения производительности сельскохозяйственной авиации основные усилия специалистов были направлены на снижение нормы расхода рабочих растворов, путем совершенствования технологии выполнения работ и опрыскивающего оборудования. Кроме того стремились поднять производительность за счет увеличения высоты полета (для увеличения ширины захвата) и скорости летательного аппарата. Однако последний путь приводил к неэффективным потерям препарата и негативному воздействию на окружающую среду.

В начале 2000-х годов парк сельскохозяйственных воздушных судов представляли в основном самолеты АН-2, которые эксплуатируются с середины прошлого века. Такие самолеты безнадежно устарели и обладают целым рядом недостатков (основные из них – высокие эксплуатационные издержки и несоответствие летно-технических характеристик современным технологиям опрыскивания). В стране, во время кризисного периода, неплатежи, нехватка оборотных средств, значительные скачки цен на авиаГСМ, дороговизна запасных частей, агрегатов и ремонтно-восстановительных работ привели  к фактическому банкротству большинства авиапредприятий, выполнявших работы на АН-2 в аграрном секторе. Однако просматриваются положительные сдвиги. Разрабатываются новые сельскохозяйственные воздушные суда, в том числе с каждым годом на рынке АХР все больше появляется легких и сверхлегких самолетов и иных летательных аппаратов, допущенных к эксплуатации в гражданской авиации. В сельском хозяйстве страны с помощью сверхлегкой авиации обрабатывается ежегодно 1,2-1,4 млн. га (Худоленко О.В., НПК ПАНХ, 2004). За рубежом сверхлегкие самолеты находят широкое применение при ультрамалообъемном опрыскивании основных сельскохозяйственных культур.

Чтобы конкурировать на современном рынке, сельскохозяйственные предприятия, для снижения затрат на ГСМ осуществляют переход к системе минимальной обработки почвы, что как показывает опыт, приводит к росту засоренности посевов, интенсивному развитию болезней и размножению вредителей. Такие системы требуют увеличения объемов защитных мероприятий. Недостаток финансовых средств не позволяет сельхозтоваропроизводителям в полном объеме применять традиционные технические средства и технологии защиты растений, вследствие чего требуется новая, энерго и ресурсосберегающая, достаточно простая и производительная технология, базирующаяся на применении недорогих и удобных в эксплуатации технических средств. Этим требованиям достаточно полно отвечает технология, основанная на применении сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) взлётным весом до 495 килограмм, с аппаратурой мелкокапельного ультрамалообъемного опрыскивания (УМО), позволяющая с должной биологической эффективностью обрабатывать сельхозкультуры с нормами рабочего раствора 0,5 - 10 литров на гектар.

СЛА по производительности не уступают большим сельскохозяйственным самолетам и намного превосходят наземные комплексы. Несмотря на небольшой в сравнении с АН-2 объем химического бака (120-180л), за счет технологии (УМО), СЛА обрабатывают за один вылет примерно то же количество гектаров, что и самолеты АН-2. При этом сверхлегкие летательные аппараты при выполнении АХР имеют следующие преимущества.

Во-первых, благодаря малому взлётному весу и применению технологии (УМО) – уменьшается экологическая нагрузка на окружающую среду, удешевляется процесс за счет экономии ГСМ и менее затратного технического обслуживания.

Во-вторых, у них более приемлемые для авиационно-химических работ летно-технические характеристики: хорошая маневренность; небольшие скорость и высота полёта на гоне; укороченная дистанция для взлета - посадки, что позволяет подбирать площадку для заправки в непосредственной близости к обрабатываемому полю.

В-третьих, организация работ для заказчика намного удобнее – не требуется подвозить много воды, легче производить заправку рабочим раствором, нет необходимости готовить специальную площадку для сельскохозяйственного аэродрома.

Так что использование сверхлегких летательных аппаратов способствует снижению затрат на защитные мероприятия, повышая их окупаемость.

В последнее время появилось много незаконных предпринимателей, предлагающих услуги по выполнению АХР на сверхлегких летательных аппаратах (СЛА), которые применяют несертифицированную опрыскивающую аппаратуру, не соблюдая технологических параметров. Выполняют полеты без аэронавигационного обеспечения. Не проводят должным образом подготовку летно-технического персонала. Все это приводит к неэффективному использованию дорогостоящих препаратов. Поэтому у некоторых сельхозтоваропроизводителей возникают сомнения в эффективности применения пестицидов с помощью сверхлегкой авиации. Чтобы эффективность АХР была на высоком уровне, обработки должны проводить профессионально подготовленные летчики и техники, использующие испытанную авиационную технику и технологически новое опрыскивающее оборудование.

Сейчас во многих регионах России развиваются авиационные компании, предоставляющие услуги по выполнению авиационно-химических работ, которые официально зарегистрированы в установленном законом порядке, имеют свидетельства эксплуатанта и допущены к выполнению АХР.  Контроль за ними осуществляют управления государственного авиационного надзора федеральной службы в сфере транспорта, а также управления государственной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. В процессе деятельности таких организаций постоянно оттачивается мастерство летного и технического составов, внедряются новые прогрессивные технологии, в результате чего повышается эффективность применения пестицидов авиационным способом.

Специализированный сельхозсамолет
"Спектр-30" (СП-30)


     Область применения: Выполнение защитных авиационно-химических работ в сельском хозяйстве по борьбе с сорняками, вредителями, болезнями растений, саранчой, внесение регуляторов роста, аэросев, патрулирование, видеонаблюдение.
     Отличительные особенности: Внеаэродромное базирование, короткие взлетно-посадочные полосы, обработка малых площадей сложной конфигурации, мобильность передвижения, точность и качество обработки при небольших расходах рабочего препарата. Спутниковая навигационная система, сертифицированная аппаратура мелкокапельного малообъемного распыления.

Длина самолета 6,3 м
Высота 3,13 м
Размах крыла 9,4 м
Площадь крыла 13,1 м2
Максим. взлетный вес 495 кг
Двигатель ROTAX-912ULS  100 л/с
Расход топлива 15-18 л/ч
Длина разбега/ пробега 150 м
Скорость макс. 120 км/час
Скорость мин. 75 км/час
Потолок практический 3000 м
Диапазон перегрузок +4;-3
Эффективная ширина захвата    20-40 м
Рабочая высота полета 3-5 м
Расход рабочей жидкости 0,5-25 л/га
Скорость на гоне 80-100 км/час
Производительность 80-300 га/час



авиаработы | публикации | оставить заявку | фото и видео | цены | контакты

тел. 8-909-383-50-80, 8-937-737-39-25,  8-902-310-70-65, 

2012 © Copyright ООО "Спектр"